Критерии готовности ребёнка к обучению в школе
К началу обучения в школе у ребенка
должны быть развиты элементарные
математические представления.
Он должен знать:
состав чисел первого десятка (из отдельных единиц и из двух
меньших чисел);
как получить число первого десятка, прибавляя единицу к
предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;
цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
знаки +, -, =, >, <;
название текущего месяца, последовательность дней недели;
Он должен уметь:
называть числа в прямом и обратном порядке;
соотносить цифру и число предметов;
составлять и решать задачи в одно действие на сложение и
вычитание;
пользоваться знаками арифметических действий;
измерять длину предметов с помощью условной меры;
составлять из нескольких треугольников, четырехугольников
фигуры большего размера;
делить круг, квадрат на 2 и 4 части;
ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
К началу обучения в школе в области развития речи дети
должны уметь:
строить сложные предложения разных видов;
составлять рассказы по картине, серии картинок, небольшие
сказки;
находить слова с определенным звуком;
определять место звука в слове;
составлять предложения из 3-4 слов;
членить простые предложения на слова;
членить слова на слоги (части);В области представлений об окружающем мире:
уметь различать по внешнему виду растения,
распространенные в данной местности;
иметь представление о сезонных явлениях природы;
знать свой домашний адрес, фамилию, имя, отчество
родителей.
Каковы критерии психологической готовности
ребенка к школе?
1. Социально-психологическая готовность к школе:
учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность
и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к
получению новых знаний);
умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок
легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из
проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);
умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по
необходимости уточнить задание).
2. Развитие школьно-значимых психологических функций:
развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок
уверенно владеет карандашом, ножницами);
пространственная организация, координация движений
(умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева
- справа);
координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно
перенести в тетрадь простейший графический образ - узор,
фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например,
из книг);
развитие логического мышления (способность находить
сходства и различия разных предметов при сравнении, умение
правильно объединять предметы в группы по общим
существенным признакам);
развитие произвольного внимания (способность удерживать
внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут); развитие произвольной памяти (способность к
опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый
материал с конкретным символом /слово - картинка либо слово -
ситуация/).
Какие требования предъявляет школа к
развитию речи ребенка?
Умение правильно произносить все звуки речи и различать
их на слух;
Умение употреблять разные части речи точно по смыслу;
Умение использовать в речи синонимы, антонимы,
существительные с обобщающим значением;
Умение отвечать на вопросы и задавать их;
Умение самостоятельно передавать содержание
литературных текстов;
Умение составлять рассказы о предметах (по плану,
предложенному взрослым, по картинке, по серии сюжетных
картинок);
С шести или с семи лет нужно отдавать ребенка в 1
класс?
Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, так как необходимо
учитывать ряд факторов, определяющих подготовленность ребенка к
обучению. Именно от того, насколько ребенок развит физически,
психически, умственно и личностно, а также каково состояние
здоровья ребенка, и будет зависеть, с какого возраста ему необходимо
начать обучение в школе. Имеет значение весь комплекс факторов,
определяющих уровень развития ребенка, при котором требования
систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к
нарушению его здоровья.
Напомним, что у детей, не подготовленных к систематическому
обучению, труднее и дольше проходит период адаптации
(приспособления) к школе, у них гораздо чаще проявляются
различные трудности обучения, среди них значительно больше
неуспевающих, и не только в первом классе.