<font color="#800000" face="georgia, serif">Особенности общения с подростками</font>
Искусство быть мудрым состоит в умении знать, на что следует обратить внимание» (У. Джеймс).
Рекомендации взрослым
Гармоничное общение с подростком
- Нужно уважительно относиться к стремлению подростка стать взрослым.
- Подросток проявляет повышенную активность, его привычное состояние – движение. Не злоупотребляйте беседами, разговорами, нравоучениями. Организуйте живые, конкретные дела, в которых есть простор для движения.
- Подросток стремится не только больше знать, но еще больше уметь. Не пытайтесь делать все сами, поручайте ответственные дела ребятам. Не бойтесь с их стороны ошибок – ведь на ошибках тоже учатся.
- Подростки обычно принимают в штыки «сюсюканье» и самый верный тон – доверительный и требовательный.
- Многие подростки готовы браться за все, увлекаться сразу несколькими делами, но не доводить их до конца. Не поддавайтесь и вы этому искушению, поддерживайте интерес к начатому делу, воспитывайте у ребят волевые качества.
- Подростки очень впечатлительны, бурно реагируют на неожиданное, интересное, красочное. Необходимо вносить в будничную работу больше элементов красочности и романтики, но, с другой стороны, не стоит всю работу строить на принципе приятного.
- Подростки любят подражать реальным героям, если они их увлекают, становятся для них идеалом.
- У подростков велико стремление занять достойное место в коллективе. Они прилагают огромные усилия, чтобы утвердиться в глазах других, чем-то выделиться.
- Необходимо учитывать потребности подростка к личностному общению со значимыми взрослыми, стремление к высокой оценке со стороны окружающих.
Конфликты возможны из-за нежелания взрослых считаться с особенностями личности подростка, с его интересами, окружением.
Причины непослушания подростков
Почему с ними так трудно?
Дело в том, что истинные причины серьезных нарушений поведения ребенка – в глубине и, как правило, не осознаются ни взрослыми, ни самим ребенком. И вот что еще надо понять и этим пониманием руководствоваться – в число «трудных» обычно попадают дети не худшие, а те, кто особенно чувствителен и раним. Они «сходят с рельс» под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, реагируя на них гораздо раньше и сильнее, чем дети «обычные». Вот почему «трудный» ребенок нуждается только в помощи – и не в коем случае не в критике или в наказаниях. |
<font color="#000000" face="georgia, serif"> </font><font face="georgia, serif">Причины "плохого" поведения детей</font>
<font color="#000000" face="georgia, serif"> П</font>ервая причина - борьба за внимание. Дети очень часто не получают от родителей того количества внимания, которое им необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия. Родители в наши дни слишком заняты. Поэтому подросток в основном слышит стандартные вопросы: «Поел?», «Погулял?», «Уроки выучил?». И если все в порядке, общение прекращается, ребенок остается наедине со своими заботами и интересами, а то и бедами. А детям трудно примириться с родительским невниманием. Зачастую они прямо попросят маму или папу «посидеть», «поиграть», «погулять», и нередко получают отказ. И вот тогда они находят более верный способ привлечь к себе внимание - непослушание.
Вторая причина - борьба за победу. Стремление взять вверх над родителями возникает каждый раз, когда подростку кажется, что ущемлено его право на самостоятельность, независимость и самоопределение. Это чувство возникает, когда преимущественными форма общения взрослых с детьми оказываются указания, замечания и опасения. Родители же считают, что делают все правильно: должны же они прививать детям правильные привычки, приучать их к порядку, предупреждать ошибки, вообще – воспитывать. Это – несомненно, но ведь вопрос в том, как это делать. Если замечания и советы слишком часты, а приказы и критика слишком резки, то подросток восстает. Смысл такого поведения для подростка – отстоять самому право решать свои дела и вообще показать, что он – тоже личность. И не важно, что его решения подчас не очень удачны, даже ошибочны. Зато они свои, а это главное.
Следующая причина - желание отомстить. Дети, особенно подростки, часто бывают обижены на родителей. Причины могут быть очень разные: родители более внимательны к младшему; мать разошлась с отцом и в доме появился отчим; родители постоянно ссорятся. Много и случайных поводов для обиды: резкое замечание, невыполненное обещание, несправедливое наказание… И снова в глубине души подростка – переживания и даже страдания. А на поверхности все те же протесты, непослушание, неуспеваемость в школе. Смысл плохого поведения в этом случае можно выразить так: «Вы мне сделали плохо – пусть и вам тоже будет плохо!».
И последняя причина - сдвиг неблагополучия из одной сферы жизни подростка в другие. У мальчика могут не сложиться отношения с одноклассниками, следствием может быть запущенная учеба, а неуспехи в школе могут привести к вызывающему поведению дома… В основе смещения механизма неблагополучия лежит низкая самооценка подростка. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он теряет уверенность в себе. Его вывод: «Нечего стараться, все равно ничего не получится». Это в душе. Внешним же поведением он показывает: ему «все равно», «и пусть плохой», «и буду плохой».
Приглядимся: все исходные стремления неблагополучных детей вполне закономерны. Это – естественная потребность каждого ребенка в тепле и внимании родителей, потребность в принятии и уважении его личности, чувство справедливости, желание успеха. |
Беда «трудных» детей вот в чем: они остро страдают от того, что потребности эти не реализованы, и пытаются восполнить эти нехватки способами, которые ничего не восполняют. Почему же они так неразумны? Да потому что не знают, как это сделать иначе! И поэтому всякое серьезное нарушение поведения подростка – это сигнал о помощи. Своим поведением он говорит нам: «Мне плохо! Помогите мне!»
Может ли родитель помочь ему? Практика показывает, что вполне может. Но для этого нужно сначала понять природу эмоционального неблагополучия подростка. Для этого родителям нужно прежде всего обратить внимание на свои собственные переживания. Они должны знать, какие чувства возникают у них самих при нарушении поведения и неподчинении подростка. Оказывается, при разных причинах эмоциональные реакции у родителей разные.
Давайте посмотрим, какие же чувства соответствуют каждой из наших причин. Если ребенок борется за внимание, то и дело досаждая своим непослушанием и выходками, у родителя возникает раздражение. Типичные фразы, которые он при этом произносит: « Господи, опять ты…», «Как же ты мне надоел!», «Когда же это закончится?». Чувства родителей совсем другие, когда ребенок борется за превосходство. Давайте представим себе типичную сцену: Отец: Нет, ты не пойдешь! Сын: Нет, пойду! Отец: А я тебе запрещаю! Сын: А я все равно пойду! Отец: Я тебя накажу и очень сильно! Сын: Ну и наказывай, я не боюсь! На вопрос, что чувствуют в таких случаях родители, они перечисляют: бессильную злобу, желание сломить сопротивление, наказать. Когда смысл непослушания подростка – месть, ответное чувство родителя – обида. В этих случаях нередко слышишь: «Стараешься, стараешься, а он неблагодарный! Разве я это заслужила?» И, наконец, в случае «смещения неблагополучия» родители оказываются во власти чувства безнадежности, порой отчаяния. Их типичные фразы: «Не знаю, что делать…», «Все перепробовала…».
Исходя из выше сказанного: необходимо научиться читать подростка, уметь слышать и слушать его, быть более внимательным к нему.
<font face="georgia, serif">Домашние обязанности и поручения как средство формирования личности ребенка</font>
Как включить ребенка в домашние дела?
Во-первых, неправильно ставить вопрос "Как заинтересовать ребенка домашними делами?" - на одном интересе ребенка вы этот вопрос не решите. Кроме желания, есть обязанности, и ребенка с этим стоит познакомить. Другое дело, что не нужно представлять домашние обязанности как муку, тяжесть и мороку. Это просто то, что делать естественно.
Три основных роли, в которых могут выступать родители для приобщения детей к домашним делам, это роли Душки-Вдохновителя, Силовика и Тактика.
Роль Душки-Вдохновителя самая естественная для большинства родителей и самый эффективный способ заинтересовать и увлечь домашними делами маленького ребенка. Например: убирать игрушки можно играя в подъемный кран или Супермэна, или в Золушку, либо в королеву, которая заботится о своих подданных.
Можно придумать множество мотивирующих игр. Когда ребенку 2-3 года и мама не работает – это замечательно, но когда ребенок становится старше и у мамы помимо домашних дел прибавляется работа вне дома, на вдохновителя просто не хватает времени. Значит, начинаем использовать роль Силовика, то есть стать строгим родителем и требовать выполнения обязанностей. При кратковременном использовании и общем позитивном стиле в семье Силовик работает очень эффективно, особенно в мужском исполнении.
Так же можно запускать и роль Тактика: неубранные игрушки складывать ребенку в кроватку и ребенок сможет в нее лечь лишь после уборки, грязную тарелочку дать ребенку в руки со спокойным: «Помой, пожалуйста». Время от времени ребенок может меняться домашними ролями с другими членами семьи. Полезно, во-первых, познакомиться с другими, возможно, более сложными, чем постоянные поручения, видами работ. Во-вторых, неплохо на себе испытать, например, мамину каждодневную нагрузку.
Мудрые Тактики умеют представлять домашние дела как нечто престижное, что делают Большие, но что можно разрешить и Маленьким, если они хорошо себя ведут. Детям нравится крутиться возле мамы, когда она занята на кухне, и совершенно естественно показать дочери или сыну, как сделать настоящий салат. Когда у них это получится, можно им доверить делать салаты каждый день. Если снабдить их готовыми рецептами, но поощрять и самостоятельные кулинарные поиски, результаты могут быть отличными. Мальчикам стоит поручать домашние дела, в которых используется разнообразная техника, в том числе и кухонная. Возможно, они сами захотят предложить технические решения для облегчения повседневного труда.
Позволяйте ребенку самому выбирать средства, которые помогают облегчить домашний труд. Если в его обязанности входит мытье посуды или стирка своих вещей, можно давать ему деньги на приобретение новых моющих жидкостей или порошков. Не стоит беспокоиться, что он пойдет на поводу у телевизионной рекламы и будет стремиться покупать только дорогие средства. Пускай пробует сам - это позволит ему убедиться, что не всегда высокая стоимость совпадает с высоким качеством. Заодно поучится более критично относиться к рекламе.
Очень важно не делать за ребенка то, что он уже умеет делать сам.
Компьютерная зависимость подростков:
оградите своего ребенка от опасности!
Сегодня 90% выпускников оканчивают школу с хроническими заболеваниями, в том числе с резким ухудшением зрения. Это происходит еще и потому, что подросток слишком много времени проводит за компьютером. |
Что такое компьютерная зависимость?
Сам термин «компьютерная зависимость» появился в 1990году, когда развитие компьютерных технологий набрало бешеный темп. Психологи называют компьютерную зависимость разновидностью эмоциональной зависимости, очень похожей на алко – и нарко - зависимость. Она провоцирует ребенка погрузиться в свой вымышленный мир, поверить в собственную легенду о себе и настолько сжиться с ней, что становится практически невозможно нормально существовать в реальном мире. Можно сказать, что это заболевание приводит к раздвоению личности.
Изначально эта болезнь проявлялась у взрослых людей, но позже все чаще появляется и у детей и подростков. Чаще всего компьютерная зависимость встречается у детей в возрасте 12-16 лет, обычно это дети с сильно завышенной или заниженной самооценкой.
Мозг каждого человека снабжен центром удовольствия. Если виртуальщика оттащить от компьютера на 2 часа и более он, подобно алкоголику, страдающему от похмелья, испытывает абстинентный синдром.
Причины компьютерной зависимости
- Недостаток общения со сверстниками и значимыми для ребенка людьми
- Недостаток внимания со стороны родителей
- Неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, комплексы и трудности в общении
- Желание ребенка быть «как все» его сверстники
- Отсутствие у ребенка увлечений или хобби, любых других привязанностей, не связанных с компьютером
- Склонность подростков к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного
- Формирование компьютерной зависимости ребенка часто связывают с особенностями воспитания и отношениями в семье
Признаки компьютерной зависимости
Психические признаки:
- возникновение чувства радости и эйфории во время игры на компьютере или игровой приставке;
- отсутствие контроля за временем в процессе игры;
- неуклонное стремление увеличивать время игры;
- не имея возможности поиграть, возникают раздражение, гнев, чувство угнетенности, ощущение пустоты или депрессия;
- использование компьютера или игровой приставки для снятия внутреннего напряжения, тревоги, депрессии;
- проблемы во взаимоотношениях с родителями, одноклассниками или коллегами по работе.
Соматические признаки:
- сухость глаз;
- запоры;
- отсутствие аппетита;
- неряшливость;
- боли в животе.
Временные ограничения:
Дошкольникам можно играть на компьютере не более 10-15 минут в первой половине дня задолго до сна
Детям с 7 до 10 лет – 15-25 минут
Детям с 11 до 14 лет – от получаса до 40 минут
Подросткам до 16 лет – не более 2-х часов
Подросткам старше 16 лет – 2-4 часа с перерывами.
Самое главное здесь – помнить золотое правило: отдыхай столько, сколько ты работал.
Опасности компьютерной зависимости
- Компьютер становится главным объектом для общения
- В процессе игр или нахождения в интернете ребенок теряет контроль за временем
- Ребенок может проявлять агрессию, в случае лишения его доступа к компьютерным играм
- Вседозволенность и простота достижения цели в играх может повлиять на уверенность ребенка, что и в реальной жизни можно «заново начать» игру
- Из-за пренебрежительного отношения к еде может возникать недостаточность витаминов и минералов
- Непрерывное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу
- Взрослым зачастую удобно, что ребенок занят и не отвлекает их просьбами. Часто такие взрослые сами зависимы от ПК и интернета
Что делать, чтобы ребенок не стал зависимым от компьютера:
|
Ребенок не хочет учиться: что делать?
Чтобы помочь ребенку проявить интерес к учёбе, в первую очередь нужно понять причину, по которой он отказывается учиться. Забудьте о том, чтобы ругать и обвинять ребенка. Это грозит тем, что он закроется в себе и вам будет сложно помочь ему. Для начала давайте разберем самые распространённые причины нехотения получать знания, а потом ответим на вопрос ― «что делать». |
Почему ребенок не хочет учиться: причины.
- Очень часто самые близкие люди, сами этого не понимая, делают ошибки в воспитании своих детей. Своим желанием сделать из них вундеркиндов, они пытаются как можно больше загрузить информацией мозг ребенка, решая за него, чем ему заниматься и как проводить свободное время.
Нужно дать ему самому делать выбор, и очень важно при этом учитывать его интересы и способности.
- Причиной могут быть плохие отношения с одноклассниками, дети очень впечатлительные, и любой конфликт для них ― это эмоциональный стресс. И, конечно, если ребенок постоянно в конфликтах со сверстниками, он будет отказываться учиться или даже ходить в школу.
- Нежелание учиться может возникнуть из-за болезни. Нужно внимательно присмотреться к здоровью вашего школьника или школьницы, возможно не заметная на первый взгляд болезнь может сильно влиять на успешность в школе.
- Проблемы с учёбой могут возникнуть из-за низкой самооценки. Дети все разные и возможно любая неудача, например плохая оценка, может понизить уверенность в своих силах. Ученик будет чувствовать себя слабым, и винить себя в бездарности.
- Для детей, как и для взрослых в любой деятельности всегда важен результат и отсутствие мотивации ведёт к безынициативности. Если ребёнок не видит смысла в том, чтобы учится, то «гранит науки» для него станет скучным и не нужным делом.
Как помочь ребенку настроиться на учебный процесс: что делать.
- Дозируйте учебную информацию, что получает ваш ребенок. Как уже говорилось, что очень важно не перенапрягать мозг ребенка, поскольку это может привести к нервному срыву. Пусть ваш ученик выберет сам, какие группы ему посещать, пусть изучает то, что ему больше нравиться.
- Будьте внимательны к душевному и физическому состоянию своих детей, ведь их успешность зависит от того, как они себя чувствуют. Поэтому чаще гуляйте с ребенком на свежем воздухе, следите за его питанием, и не пренебрегайте походами к специалисту при любых изменениях в здоровье школьника.
- Мотивируйте ребенка в процессе получение знаний. Скажите ему, что учиться необходимо для того, чтобы стать образованным, получить желаемую профессию и добиться больших высот. Также можно ставить в пример личностей, которые добились больших успехов благодаря знаниям.
- Помогайте ребенку, если он просит, пусть он чувствует вашу поддержку и знает, что в сложной ситуации он не один. Никогда не критикуйте его и не сравнивайте с другими детьми, чаще хвалите даже за не большие старания.
- Придерживайтесь правильного режима дня. Пусть школьник понимает, что учёба ― это ответственный процесс, и он должен научиться правильно, распределять время для игр и прогулок, и время для занятий.
Учебный процесс ― это важная составляемая жизни каждого человека. И в этом процессе очень большая роль принадлежит родителям, ведь это они создают все условия для того, что бы ребенок был активным и заинтересованным в школьной деятельности. Ведь любовь к знаниям зарождается ещё в раннем детстве. Поэтому, главная задача родителей уделять максимум внимания своим детям, чтобы не упустить важные моменты в их жизни.