Педсовет «Повышение качества образования на основе компетентностного подхода через использование функций урока как основной формы организации обучения»
В ходе подготовки к заседанию педагогического совета проведены: дистанционный теоретический семинар «Компетенции и компетнтностный подход в современном образовании», методическая неделя «К новому качеству образования через освоение компетентностной модели образования», заседания школьных методических объединений педагогов по теме «Компетентностный урок, его критерии и самоанализ».
В ходе заседания педагогического совета решались следующие задачи:
- Проанализировать особенности традиционного и компетнтностного подходов к организации образовательного процесса;
- Создать условия для повышения мотивации педколлектива к реализации компетентностного подхода в практической деятельности с целью повышения качества образовательного процесса;
- Содействовать выявлению и распространению позитивного опыта педагогов по использованию в образовательном процессе компетентностно-ориентированного подхода;
- Разработать рекомендации по эффективному применению в педагогической практике компетентностного подхода;
Эпиграфом были выбраны слова Л.Н.Толстого «Если ученик в школе не научился сам творить, то в жизни он будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений»
Заместитель директора по учебной работе Бурдук Е.А. в ходе введения в проблему педагогического совета выступила с сообщением «Повышение качества образования на основе компетентностного подхода через использование функций урока как основной формы организации обучения»
В ходе коллективной работы обсуждались следующие проблемы:
— Как педагогам нужно изменить свою работу, чтобы в полной мере реализовать компетентностный подход?
— Какие требования к педагогу предъявляет именно компетентностный подход? Каковы составляющие компетентности педагога? Нужно ли педагогу постоянно работать над повышением уровня профессиональной компетентности?
— К каким результатам для учащихся и педагогов может привести реализация компетентностного подхода?
— Как имеющиеся теоретические знания использовать при разработке и проведении компетентностного урока?
Во время практического этапа был просмотрен видеофрагмент урока, проведенного на основе компетентностного подхода. Состоялся обмен опытом работы педагогов школы по реализации компетентностного подхода к организации образовательного процесса:
- Леоник Е.И., учитель начальных классов «Особенности компетентностного подхода в обучении учащихся на I ступени общего среднего образования»
- Базыльчик С.В. «Урок математики как средство формирования ключевых компетенций учащихся»
- Романьков В.Я. “ Методические подходы к формированию предметных компетенций на уроках истории и обществоведения”
- Минец Э.В. “Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы “
Напутствием учителю к дальнейшей педагогической деятельности стали полезные правила-советы, которые, конечно же, только небольшая часть, вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить их, наследовать им, руководствоваться ими – это то условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели – формирования и развития личности. Эти советы мы дарим и нашим педагогам
Памятка
для педагогов по реализации компетентностного подхода в образовании
- Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
- На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
- Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться.
- Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
- Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
- Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
- Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
- Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучения.
- Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
- В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
- Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
- Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.
- Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.
- Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
15.Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.